Средства обучения и воспитания — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Средства обучения и воспитания – обязательный элемент оснащения образовательного процесса. Наряду с целями, содержанием, формами и методами обучения средства обучения и воспитания являются одним из главных компонентов дидактической системы. Главная задача учителя в школе заключается в том, чтобы сделать предмет, внеклассное мероприятие интересным для ребенка, заставить его увидеть за формулами и теоремами настоящие живые явления природы. Использование современных обучающих мультимедийных технологий требует использования в школах современных технических средств обучения, которые позволяют: обогатить педагогический, технологический инструментарий учителей; автоматизировать процессы администрирования, избавляет от рутинной работы, способствуют повышению методического мастерства учителей- предметников; появлению нового электронного педагогического инструментария; использованию электронных учебных программ, тестов, упражнений. Кабинеты нашей школы оснащены современными техническими средствами обучения, практичными учебными пособиями.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения и воспитания на следующие виды:
- Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал)
- Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии)
- Аудиовизуальные (слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
- Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
- Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
- Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.)
- Тренажеры и спортивное оборудование.
Общая дидактическая роль средств обучения
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Мультимедиатехнология позволяет обеспечить пpи решении задач автоматизации интеллектуальной деятельности объединение возможностей ЭВМ с тpадиционными для нашего воспpиятия средствами пpедставления звуковой и видеоинфоpмации, для синтеза тpех стихий (звука, текста и гpафики, живого видео).
Принципы использования средств обучения
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.)
- сотворчество педагога и обучающегося
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В учреждении имеются 24 компьютера (из них 8 ноутбуков).
12 кабинетов школы оборудованы автоматизированным рабочим местом учителя (компьютер, проектор, экран), что составляет 86% от общего числа всех кабинетов.
На компьютерах установлены операционные системы:
- Linux (на 2 компьютерах);
- Windows (на 22 компьютерах);
Приобретена периферийная техника:
- мультимедийный проектор – 12 шт.;
- интерактивная доска – 1 шт.;
- принтер – 6 шт.;
- сканер – 2 шт.;
- ксерокс – 1 шт.;
Функционирует компьютерный класс на 6 учебных мест. Школа подключена к сети Интернет.
Программное обеспечение школы:
- Антивирус Касперского 6.0;
- Microsoft Office 2007;
- OpenOffice;
- Другое свободно распространяемое программное обеспечение: медиаплеер, клиент электронной почты, программа для просмотра фото- и видео- файлов.
В школе имеются предметные кабинеты, оснащенные современным оборудованием в соответствии с требованиями учебных планов и программами обучения:
В школьной библиотеке имеется книжный фонд насчитывающий 9842 единиц изданий, в том числе 1854 единиц учебников.
Для проведения уроков по предмету «Технология» оборудована 1 мастерская.
Для проведения уроков физкультуры и обеспечения внеурочной занятости в школе работает спортивный зал. Спортзал оснащен необходимым спортивным оборудованием.
Обучающиеся школы обеспечены горячим питанием, которое осуществляется через столовую (на 42 посадочных места) . Питание организовано в соответствии с графиком, утвержденным директором школы.
Безопасное пребывание в школе обеспечено наличием:
- автоматизированной системой пожарной сигнализации
- камерами видеонаблюдения
- охранной пожарной сигнализацией
На переменах организовано дежурство учителей по школе.
Условия питания и охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МКОУ В-Красноярской средней школе в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя:
- оказание первой медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
- организацию питания обучающихся;
- определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
- пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
- организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся. для занятия ими физической культуры и спортом
- прохождение обучающимися в соответствии с законодательством РФ периодических медицинских
- осмотров и диспансеризации;
- профилактику и запрещение курения, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива.
- наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих средств;
- обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в учреждении; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в учреждении; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий
- обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (пандус не имеется)
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Приказ №7 "Об организации питания отдельных категорий обучающихся в 2017 году"
Приказ №6 "Об обеспечении питанием обучающихся, воспитанников из многодетных и малоимущих семей в 2017 году"
Между МКОУ В-Красноярской средней школой и ГБУЗ «Северная ЦРБ» заключен договор на оказание медицинских услуг. По результатам проведенной диспансеризации обучающимся и их родителям (законным представителям) даются рекомендации по профилактике выявленных заболеваний.
Для обучающихся школы разработаны программы по укреплению здоровья.
Задачи программы:
- пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения.
- формирование установок на использование здорового питания;
- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой:
- соблюдение здоровьесберегающих режимов дня
- установление умений противостояния вредным привычкам,
- формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе навыков личной гигиены; формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умение организовать успешную учебную работу выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий,
При реализации образовательных программ в МКОУ В-Красноярской средней школе созданы условия для охраны и укрепления здоровья, что обеспечивает
- текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
- проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в РФ, соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации в порядке, установленном законодательством РФ.
Во время проведения занятий соблюдаются требования санитарного законодательства при проведении образовательного процесса. Все кабинеты оборудованы необходимой мебелью и инвентарем. В школе разработана программа производственного контроля.Питание в школе организовано для всех обучающихся.
Пищеблок оснащен необходимым технологическим оборудованием. Имеется обеденный зал на 42 посадочных места, что позволяет своевременно охватить горячим питанием 100% обучающихся.
Родители обучающихся имеют возможность доступа в школьную столовую
В школе созданы безопасные условия во время пребывания в учреждении
Имеется контроль доступа в учреждение.
Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть Интернет в школе действует система контент-фильтрации.
Доступ к запрещенным в образовательном процессе сайтам для обучающихся и работников школы закрыт.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МКОУ В-Красноярской средней школе имеется доступ к сети интернет. Весь интернет-трафик, поступающий в УО Новосибирской области проходит через Датацентр Областного центра информационных технологий (ОблЦИТ), на базе которого реализован региональный центр Контентной фильтрации, созданный Департаментом образования Новосибирской области по согласованию с Федеральным Агентством по образованию Министерства образования и науки РФ (Письмо Рособразования № ФАО 5051/15-01-09 от 14.04.2009). Для реализации этого центра Министерство образования и науки РФ передало Департаменту образования НСО необходимое программное обеспечении и методические материалы. Региональный центр контентной фильтрации осуществляет ограничение доступа ОУ к ресурсам сети Интернет, несоответствующим задачам воспитания и образования в соответствии с правилами и техническими требованиями для подключения к централизованной Системе исключения доступа (СИД) Министерства Образования Российской Федерации (Письмо Рособразования № 15-51-1167ИН/0109 от 24.12.2008). В соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», в целях защиты персональных данных, обрабатываемых в МКОУ В-Красноярской средней школе, родителями (законными представителями) обучающихся заполнены листы согласия на обработку персональных данных. Доступ учащихся школы к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям. Одним из приоритетных направлений в деятельности школы является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества учебных занятий. Школьники имеют возможность работать в сети Интернет на уроках информатики и ежедневно в свободном доступе после уроков в компьютерном классе. В свободное от уроков время каждый ученик может воспользоваться сетевыми ресурсами для выполнения учебных задач. В школьной библиотеке для нужд учащихся имеется компьютер, подключенный к сети Internet. Обучающиеся ознакомлены с интернет-ресурсами для подготовки к итоговой аттестации. |
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Все дети-инвалиды и дети с ОВЗ обучаются по адаптированной образовательной программе, специальных учебных пособий для них не предусмотрено, так как в школе отсутствуют дети-инвалиды и дети с ОВЗ, которым требуются специальные учебные пособия.
Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования по адаптированной образовательной программе не предусмотрено, так как в школе отсутствуют дети-инвалиды и дети с ОВЗ, которым требуются специальные технические средства обучения. |